Приватизация квартиры

Приватизация квартиры по своей сути является переходом жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в частную собственность лиц, проживающих в них. Право на приватизацию дано каждому российскому гражданину Законом РФ №1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» начиная с 1992 года. Приватизировать жилье можно один раз в жизни, исключение составляют лишь несовершеннолетние дети – они могут поучаствовать в процессе вместе с родителями, а по достижении возраста 18 лет еще раз самостоятельно воспользоваться своим правом.

Плюсы и минусы приватизации квартиры

Каждый проживающий в квартире Санкт-Петербурга или области согласно ордеру или договору социального найма рано или поздно задумывается, нужно ли оформить приватизацию жилья, в котором он постоянно прописан. Если имеются все правовые основания для осуществления подобного шага, стоит взвесить преимущества и недостатки получения права собственности на квартиру.

К безусловному положительному эффекту относится получение собственником права распоряжаться приватизированной жилплощадью по своему усмотрению, т.е. продавать квартиру, завещать, дарить, сдавать в аренду, прописывать в ней без согласия органов власти любое количество жильцов (согласно действующим законам) и т.д. Кроме того, в квартире, находящейся в частной собственности, проще сделать перепланировку – потребуется значительно меньше разрешений и согласований. Приватизированное недвижимое имущество может стать залогом для банка при получении кредита. Выселить владельца квартиры из его собственности практически невозможно. И, наконец, большим плюсом приватизации жилплощади является тот факт, что процедура бесплатна (расходы в разумных рамках приходятся в основном на оплату необходимых пошлин и обязательных платежей при оформлении различных справок).

Недостатков у приватизации квартиры мало, но они есть. Это:

  • увеличение размера взносов на капитальный ремонт всего здания и других коммунальных платежей;
  • обязанность уплачивать налог на имущество в порядке, определенном Налоговым кодексом РФ. Сумма налога будет зависеть от кадастровой стоимости квартиры и налоговой ставки, которая для жилых помещений СПб установлена в диапазоне 0,1-0,2%. По закону при расчете налога применяются налоговые вычеты и понижающий коэффициент, оплату следует производить один раз в год.

Специалисты нашей юридической компании помогут подсчитать, сколько стоит приватизация квартиры и какие затраты владелец недвижимости понесет в будущем, сопоставить итоговые цифры и натолкнуть на правильное решение по поводу оформления жилья, а также оказать услуги по приватизации квартиры.

Документы, требуемые для оформления квартиры в собственность

Львиную долю времени, затраченного на процедуру оформления имеющейся квартиры в свою собственность, занимает сбор документов.

Для того, чтобы оформить приватизацию квартиры правильно, следует подготовить следующие бумаги:

- касательно приватизируемой квартиры:

  • ордер на жилье или договор социального найма;
  • технический паспорт с поэтажным планом (выдается БТИ);
  • кадастровый паспорт (заказывается в Кадастровой палате, МФЦ или в Росреестре);
  • выписка из лицевого счета квартиры (выдается по месту жительства в паспортном столе или в управляющей компании);
  • выписка из ЕГРП на квартиру;

- касательно жильцов:

  • заявление каждого человека, прописанного в квартире;
  • паспорта всех жильцов;
  • свидетельства о заключении браков, о разводе, о рождении (для детей);
  • выписка из домовой книги;
  • выписка из ЕГРП (форма № 3);
  • справка формы № 2 из БТИ о неучастии в приватизации ранее (отдельно по каждому жильцу);
  • отказ от участия в процедуре (при наличии, с обязательным заверением у нотариуса);
  • доверенность на приватизацию (если кто-то из нанимателей не может гарантировать свое личное присутствие либо дело будет поручено специалисту).

Выше приведен перечень лишь основных документов для приватизации квартиры. Во многих случаях потребуются дополнительные справки, например, при участии в процессе приватизации несовершеннолетних детей нужны разрешения органов опеки и попечительства. Порою требуется еще больше документов, в том числе архивных выписок. Каждая ситуация индивидуальна, поэтому следует морально подготовиться к ходьбе по инстанциям и иметь в наличии определенную денежную сумму для оплаты за справки и документацию. Образцы многих документов можно найти в интернете на специализированных сайтах.

Порядок приватизации квартиры

Решив заняться оформлением своей квартиры в собственность, помните, что основная работа будет сосредоточена на сборе документов двух видов – о квартире и ее жильцах. Также необходимо заранее решить важный вопрос - определить вид собственности после приватизации: единоличная или коллективная. При этом коллективная форма предусматривается в двух вариантах – совместная или долевая.

Если решено, что право распоряжаться квартирой будет у одного человека, остальным жильцам следует написать отказ от приватизации и заверить его у нотариуса. Такое возможно только для взрослых граждан, поскольку при наличии среди жильцов несовершеннолетних потребуется разрешение органов опеки и попечительства на отказ, что практически никогда не выдается.

Коллективная форма собственности (совместная) – единственно возможный вариант для супругов. Долевую собственность выгодно оформить в тех случаях, когда в квартире кроме супругов проживают иные жильцы (братья, сестры и т.д.). Опытный юрист нашей компании подскажет верный выход из любой ситуации, возникшей в процессе приватизации жилой площади.

Лишь решив все принципиальные вопросы и собрав необходимые документы, можно делать дальнейшие шаги:

  • оплатить госпошлину;
  • сдать пакет документов в отдел приватизации жилья в местных органах самоуправления (администрации) для заключения договора о приватизации;
  • зарегистрировать договор в Управлении федеральной регистрационной службы (Росрегистрации);
  • получить Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру (в настоящее время отменено, подтверждающим документом стала Выписка из реестра прав (ЕГРП).

Для заключения договора о приватизации необходимо явиться всем участникам и их доверенным лицам. При себе нужно иметь следующие документы:

  • паспорта (для несовершеннолетних – свидетельства о рождении);
  • договор социального найма или ордер;
  • кадастровый и технический паспорт на квартиру;
  • справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам и квартплате;
  • выписки из домовой книги на каждого жильца;
  • справки формы № 2 из БТИ на каждого участника приватизации;
  • выписку из ЕГРП;
  • дополнительные документы (по необходимости).

Все документы передаются сотруднику отдела для регистрации в журнале и присвоения номера. Подавшим документы выдается расписка в их получении с перечислением (описью). По закону документация должна быть рассмотрена в течение двух месяцев.

Результатом успешной подачи документов станет договор на приватизацию. С момента заключения договора все участники фактически становятся собственниками квартиры. Бывает, что документы возвращают вместе с отказом в заключении договора. Чтобы иметь возможность оспорить отказ в приватизации через суд, требуйте четкой формулировки причин в письменном виде.
Полученный договор положено зарегистрировать в Росреестре. В этот орган также подается пакет определенных документов вместе с заявлением установленного образца и квитанцией об уплате госпошлины.

Сроки осуществления приватизации

Законодательством РФ был установлен срок действия бесплатной приватизации до 01.03.2017 года, однако после анализа многочисленных обращений граждан и изучения динамики приватизации жилищного фонда страны Государственная Дума РФ установила с февраля 2017 года бесплатную приватизацию жилья для российских граждан на неопределенный срок.

Если попытаться определить время, которое потребуется для прохождения всех инстанций, сбора всех необходимых документов и получения итоговой выписки, то следует суммировать сроки прохождения каждого этапа. При этом желательно помнить, что многие справки имеют граничный срок действия, поэтому может возникнуть потребность повторного получения нужной бумажки. Ведь предъявление документа с истекшим сроком действия может повлечь отказ в приватизации квартиры.

К примеру, выписка из ЕГРП на жилье, справка о состоянии лицевого счета, разрешение от органов опеки и попечительства для ребенка действительны в течение 30 дней, выписка из домовой книги не утрачивает своей актуальности 14 дней. Если срок годности документа истек, его придется оформлять заново, что автоматически продлевает окончание процедуры приватизации.

Услуги нашей юридической компании по приватизации квартир

Прежде чем принять решение о приватизации квартиры в СПб или области, проконсультируйтесь с опытным юристом нашей компании с целью реальной оценки возможных рисков и выработки оптимальной схемы оформления жилья в кратчайшие сроки. Наш специалист по приватизации внимательно изучит ситуацию, учтет все нюансы и определит «подводные камни» процесса.

В нашей компании можно недорого нанять квалифицированного юриста с большой практикой по вопросам приватизации, который не только успешно решит все проблемы, но в большинстве случаев примет превентивные меры и не допустит возникновения спорных ситуаций. Например, может потребоваться какой-то документ, которого нет в наличии. Привлеченный юрист поднимет архивные данные либо докажет в судебном заседании право клиента на жилплощадь. В наших силах добиться положительного решения по приватизации квартиры, в том числе через суд.

Наши специалисты всегда стоят на страже законных требований клиентов и оказывают действенную помощь в приватизации квартир. Чтобы записаться к нам на юридическую консультацию, достаточно позвонить по телефону, зайти через социальную сеть «ВКонтакте» или оставить заявку на официальном сайте компании. Те, кто решил в дальнейшем воспользоваться нашими услугами, получат консультацию бесплатно, прочих клиентов мы консультируем платно, по вполне приемлемой цене (согласно прейскуранту). Также мы предлагаем оказание юридической помощи в рассрочку с выплатами по удобному, индивидуально разработанному графику, или оплату услуг по факту, т.е. после получения итогового документа о приватизации жилья. Каждая задача решается нами по закону, с полным вниманием к интересам и потребностям нашего клиента.